Важное уточнение: Данный сайт является сопроводительным ресурсом, информирующим о промежуточных результатах работы по проекту «Стенограмма»: Политика и литература. Цифровой архив литературных организаций 1920-1930-х гг.» (проект РНФ № 20-18-00394). Создаваемый участниками проекта цифровой архив, на котором размещаются цифровые копии стенограмм из фондов ВАПП, МАПП, ВОАПП и РАПП Отдела рукописей ИМЛИ РАН, а также необходимый справочный аппарат, располагается на отдельном сайте, доступ к которому ограничен на время проведения основных работ.

Сайт посвящен реализации проекта «Стенограмма»: Политика и литература. Цифровой архив литературных организаций 1920-1930-х гг.» (руководитель Д.С. Московская) в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук при финансовой поддержке Российского научного фонда (Проект 20-18-00394).

Если для изучения творчества писателя главным источником являются автографы его текстов, то таким базовым источником для изучения литературного процесса, в целом, и неочевидных его механизмов и движущих сил, в частности, являются стенограммы литературных организаций, где формировались и институциализировались литературные практики, определялось поведение литераторов как членов писательского сообщества.

Советские литературные организации – уникальный в истории мировой культуры социальный эксперимент, который позволил стране, пережившей войны и революции, где до 80% населения было неграмотным, быстро поднять культурный уровень пролетариата и крестьянства, указать им путь к усвоению богатств мировой культуры, побудить к творчеству, поверить в собственные силы в деле строительства лучшего будущего для трудящихся всех стран.

Созданные по классовому принципу – пролетарские, крестьянские, попутнические – эти организации преодолели присущую писательским группам прошлого замкнутость и элитарность, призвали к преодолению национальных, гендерных и культурных различий, вовлекли в свои ряды непрофессионалов, обеспечили прямое общение с читателем, направили художников слова в бурную социальную жизнь на служение конкретным задачам социалистического строительства и общественным идеалам, в которых главную ценность составляло марксистское учение о путях построения утопического бесклассового общества.

Самые влиятельные в первые пореволюционные десятилетия пролетарские литературные организации институциализировали новые литературные практики — социальный заказ, авторитарно адресованный писателям всех литературных группировок: призыв писателей на борьбу с прорывами на производстве, показ ударников социалистического соревнования, развитие художественного творчества рабочих («орабочивание» литературы), колхозников, красноармейцев, краснофлотцев, показ героев Гражданской войны и проч.; инициировали общелитературные дискуссии – о методе художественного творчества, о драматургии, о детской литературе, о литкритике и литературоведении, создавали сеть своих региональных, в том числе – национальных филиалов, вовлекая местных писателей в культурное строительство, создавая национальные культурные кадры, литературно-художественную периодику, массовые литературные журналы.

Принципиальная особенность литературного процесса 1920-1930-х гг., таким образом, определяется присутствием на «литературном фронте» влиятельных пролетарских писательских союзов, чья повседневная профессиональная деятельность запечатлелась в стенограммах заседаний руководящих органов, конференциях, пленумах, собраниях, дискуссиях личного состава.

Однако до сих пор эти архивные документы – стенограммы профессиональной производственной деятельности самых влиятельных для первых пореволюционных десятилетий пролетарских писательских организаций – Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП), Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП), Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВОАПП), Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) – не подвергались фронтальной разработке, не вводились в научный оборот, не становились самостоятельным предметом системного изучения и научной публикации.

Фонды этих литературных группировок хранятся в архивном собрании ИМЛИ РАН, состав их уникален и не дублируется материалами других архивохранилищ, журнальной и газетной периодикой и представляет собой бесценный источниковедческий ресурс, основополагающий для восстановления хроники литературной повседневности. Его фронтальное изучение имеет фундаментальное научное значение для реконструкции истории русской литературы советского периода – в целом, и изучения институциональных аспектов темы «политика и литература» – в частности.

Создание электронных копий стенограмм этих организаций, снабжение их археографическим описанием и научным комментарием, восстановление хроники деятельности и установление личного состава организаций, представление этого материала на интернет-ресурсе для широкого использования специалистами отвечает актуальной научной потребности в объединении научных сил для реконструкции реальной истории литературного развития первых пореволюционных десятилетий.

Новизна настоящего проекта обусловлена предметом исследования – впервые производимым фронтальным изучением архивов писательских пролетарских союзов, цифровизацией и комментированием корпуса стенограмм их профессиональной деятельности, сопровождающимся установлением хроники деятельности организаций и ранее неизвестных узловых событий и движущих сил литературного процесса.

Проект «“Стенограмма”: Политика и литература. Цифровой архив литературных организаций 1920-1930-х гг.» отвечает актуальной научной потребности в объективной оценке историко-литературного процесса советского времени и удовлетворяет устойчивый научный интерес отечественных и зарубежных исследователей к конкретике литературной жизни первых советских десятилетий, к социальным и политическим аспектам литературного процесса советского периода и потребность в объективных их оценках, отсутствие которых связано с недостатком информации.