ОТ ОРГКОМИТЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
К I ВСЕСОЮЗНОМУ СЪЕЗДУ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Системные сдвиги в литературном производстве 1920–1930-е годов
При финансовой поддержке гранта РНФ № 20–18–00394 «“Стенограмма”: Политика и литература Цифровой архив литературных организаций 1920–1930-х гг.»
https://rscf.ru/project/20-18-00394/
Пролетарские писательские союзы разработали и внедрили на рынок литературного производства небывалые литературные практики – социальный заказ, «орабочивание» литературы, пролетарский диалектико-материалистический художественный и критический методы. На их счету опыт развертывания всероссийских дискуссий, где оформлялись классовые эстетико-идеологические требования к литературному творчеству. Для осуществления организационно-идеологических задач ими была создана сеть региональных, в том числе, национальных филиалов, которые позволили вовлекать местных писателей в культурное строительство, умножать национальные пролетарско-крестьянские культурные кадры. Организационное и идеологическое производство литературы 1920-х годов нашло исчерпывающее отражение в бюрократической документации Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП), Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП), Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВоАПП), Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), прежде всего, в стенограммах совещаний, пленумов, конференций, съездов, инструктивных письмах и бюллетенях.
Этот насыщенный поисками новых форм литературного производства период 1920-х годов обрывается в апреле 1932 года, когда постановлением ЦК ВКП(б) все литературные группировки были распущены.
Новый, переходный от «групповщины», этап связан с работой Оргкомитета советских писателей, задачей которого была подготовка Всесоюзного съезда советских писателей (1934 год). Не становившаяся до сих пор предметом специального изучения деятельность Оргкомитета, с одной стороны, наследовала организационным практикам, выработанным в недрах пролетарских ассоциаций, чем логически замкнула «пролетарский эпизод» советской литературы, с другой, она разработала новые формы производства многонациональной советской литературы, определила параметры идейно-эстетического канона интернациональной советской классики, «канализировала» пути наследования мировой и национальной классики и фольклора, определила роль и место литературной критики и академического литературоведения в формировании и соблюдении иерархии жанрово-тематического облика советской литературы, направила в новое русло и к новым целям многонациональное низовое массовое литературное движение, определила роль и место газетной и журнальной литературно-художественной периодики в общесоюзном литературном процессе.
Деятельность Оргкомитета и выработанные им организационно-идеологические формы литературного производства не только наследовали усилиям одиозных пролетарских объединений 1920-х годов, но во многом предопределили облик литературного процесса 1930-1950-х годов.
Значительная роль организационно-идеологических практик советских литературных институций 1920-1930-х годов в советском историко-литературном процессе в целом задает основное направление исследовательской программы итоговой для проекта «“Стенограмма”: Политика и литература Цифровой архив литературных организаций 1920-1930-х гг.» (https://rscf.ru/project/20-18-00394/) конференции «От Оргкомитета союза советских писателей к I Всесоюзному съезду советских писателей»: системные сдвиги в литературном производстве 1920-1930-х годов.
В рамках конференции планируется выступление участников рабочей группы проекта«“Стенограмма”: Политика и литература Цифровой архив литературных организаций 1920-1930-х гг.»:
Д.С. Московская (ИМЛИ РАН, Москва) От пролетарского к советскому литературному производству: Стратегии культурного наследования(очно; при финансовой поддержке гранта РНФ № 20-18-00394; https://rscf.ru/project/20-18-00394/)
О.В. Быстрова (ИМЛИ РАН, Москва) Инструктивные письма Оргкомитета ССП СССР (очно; при финансовой поддержке гранта РНФ № 20-18-00394; https://rscf.ru/project/20-18-00394/)
Р.Е. Клементьев (ИМЛИ РАН, Москва) Рапповцы на «кинофронте», до и после Постановления 1932 года(очно; при финансовой поддержке гранта РНФ № 20-18-00394; https://rscf.ru/project/20-18-00394/)
Н.Ю. Бакшаева (ИМЛИ РАН, Москва) Портрет делегата Первого съезда ССП: По материалам ОР ИМЛИ (очно; при финансовой поддержке гранта РНФ № 20-18-00394; https://rscf.ru/project/20-18-00394/)
О.В. Романова (ИМЛИ РАН, Москва) Возобновление работы с литературными кружками после ликвидации АППов – причины и осуществление(очно; при финансовой поддержке гранта РНФ № 20-18-00394; https://rscf.ru/project/20-18-00394/)
Д.М. Цыганов (ИМЛИ РАН, МГУ, Москва) «Критически осмыслить действительность!..»: Литературная критика и литературные критики на страницах «толстого» журнала в 1930-е годы (очно; при финансовой поддержке гранта РНФ № 20-18-00394; https://rscf.ru/project/20-18-00394/)